Первая лаборатория искусства города PubLab в Красноярске перенесена на 2021 год из-за COVID-19

КАК ЭТО БЫЛО

ОТКРЫТИЕ СООБЩЕСТВА

I Сибирская лаборатория молодого искусства

18 августа — 1 сентября 2016

Оксана Будулак: В Красноярске мы столкнулись с проблемой: самоорганизованных групп в городской истории нулевых было очень мало. По сути эта сибирская ссылка так и осталась транзитной территорией — все, кто вырастал, или уезжали или переставали быть художниками. Поэтому возникла идея «прожить» практики самоорганизации, которые уже представлены на архивной выставке «Открытые системы», вместе с сибирскими молодыми художниками, соединить их вместе и получить новый опыт. Это вызов. 
I Сибирская лаборатория молодого искусства – образовательный эксперимент, позволяющий молодым художникам Сибири «прожить» опыт самоорганизации художников.
Соответственно нужен опытный и чуткий куратор, который сможет удержать концепцию и совладать с сложными молодыми художниками. В качестве кураторов выбрали арт-группировку ЗИП, которые десантировали братьев Субботиных — Василия и Степана. 


Степан Субботин: Опыт художественной самоорганизации с 2000 года в России, представленный на выставке «Открытые системы» — это база и точка отсчета для новых самоорганизаций. Можно проследить развитие сообществ, как и где художники создавали свои альтернативные пространства, манифесты, принципы организации и многое другое. Для нас в Краснодаре все началось в 2009, когда мы решили, что хотим жить и работать в этом городе. Художнику нужна среда — коммуникация с другими художниками и зрителем, поэтому мы решили создать самопровозглашенной институт современного искусства (КИСИ). В Красноярске мы хотим поделиться опытом, изучить контекст и поработать совместно с сибирскими художниками. Красноярску сильно повезло, есть серьезная платформа — Музейный центр, который может стать оппонентом, товарищем и поддержкой для автономной художественной среды, которая начнет создавать свою историю во время  работы Лаборатории.

 

Елена Ищенко, сотрудник научного отдела музея «Гараж»: «Для Музея «Гараж» проведение подобного мероприятия в рамках выставки «Открытые системы» — это отличный способ применить накопленные в ходе исследования знания на практике. Мы инициировали проект «Открытые системы» больше года назад, за это время в исследование были включены десятки независимых инициатив со всей России. Важно, чтобы этот опыт был не только сохранен, но постоянно использовался художниками и кураторами, обретая новые и новые интерпретации».

 

Кураторы заняли позицию активистов, чтобы устранить иерархическую модель авторитета и ментора. Процесс был построен по модели совместных дискуссий и полевой работы. Задачи, которые поставила лаборатория перед участниками, по словам Субботина звучали таким образом: «Искусством мы попытаемся охватить общественные и частные пространства, коллективно запустить процесс самоорганизации на месте, изучить местные художественные и социально-политические темы, попытаемся понять, что такое художник и институция, и художник как институция, и многое другое. Потом свои наработки представим на выставке, которая, как мы надеемся, станет отправной точкой для дальнейшей жизни лаборатории».


Участниками лаборатории стали 14 молодых художников из Красноярска, Новосибирска, Барнаула, Томска и Лесосибирска. 

 

КУРАТОРЫ ЛАБОРАТОРИИ:

 

Оксана Будулак, Степан Субботин, Василий Субботин


УЧАСТНИКИ:

 

Александр Закиров (Барнаул), Ксения Беленкова (Томск), Александр Блосяк (Красноярск), Анастасия Двинянинова (Томск), Артемий Жданов (Красноярск), Александра Каленская (Красноярск), Филипп Крикунов (Новосибирск), Игорь Лазарев (Красноярск), Маяна Насыбуллова (Новосибирск), Аксинья Сарычева (Томск), Василий Субботин (Краснодар), Степан Субботин (Краснодар), Иван Усякин (Красноярск), Стас Хмот (Лесосибирск)

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:


8-22 августа
Старт: онлайн-встреча участников с Василием и Степаном Субботиными, разработка проектных идей 


23-28 августа
Полевая работа: реализация проектных идей, продакшн


29 августа — 1 сентября Монтаж выставки и открытие экспозиции, вернисаж 1 сентября в 19.00

 

Лаборатория молодого сибирского искусства стартовала 23 августа, и за это время мы все успели подружиться и будет грустно расставаться. Россия очень большая страна и художникам часто трудно коммуницировать друг с другом. Эту проблему надо как-то решать, и лаборатория один из таких способов. 


За время работы мы подробно изучили творчество друг друга. Все художники обладают своим собственным взглядом на искусство и уже сформировали свой творческий метод. В ситуации когда художник понимает в каком направлении он хочет развиваться, гораздо проще создать коллектив, так как он состоит из индивидуальностей. 


Основой нашей практической работы стало городское пространство, подвижное и живое. В случайном порядке мы поделились на группы по 4 человек и с коммунального моста отправились на север, юг, запад и восток. Каждая прогулка проходила с определенными правилами, нужно было замечать интересные места, у каждого было свое задание по подсчету странных объектов, например мертвых животных, пальм и прочее, также нужно было каждые 15 мин делать действие: зарисовка, небольшая акция, перформанс, жест, взаимодействие с людьми. По итогу все участники собрали много материала, который послужил основой для воскресного дня уличных акций. Не все уличные акции получилось сделать в один день, и мы их растянули на неделю. По итогу многие проекты получились коммуникативными, исследующими взаимодействие искусства и зрителя, художника и процесс производства, выставочного контекста и многое другое.


Из основных проектов, которые стоит перечислить, было интересное взаимодействие на спортивной площадке между спортсменами, художниками и полицией. Художники, под надзором случайно оказавшегося поблизости автозака с полицейскими и спортсменами с площадки, занимались кросс-арт-фит-артом: пытались рисовать во время бега и отжиманий, придумали альтернативную зарядку, коллективно рисовали и боксировали с картиной, нарисованной на груше, расклеивали графику и многое др. Акция буквально отражает процесс, в котором художнику часто приходится работать, в быстром темпе постоянно генерировать идеи и реализовывать их. Кросс-арт-фит-арт можно легко предлагать художественным вузам в качестве тренировки студентов. 


Следующая акция «Черный путь» предлагала участникам исследовать свое тело, коллективно проползти по участку земли на разделительной полосе при этом выстраивать разные случайные сюжеты и объединиться в коллективное тело. Все участники были в белой одежде и после акции омылись в Енисее. После этого ритуала мы приступили к самой приятной акции — это пикник. Мы загорали, купались в реке, общались и жарили шашлык. После мы отправились показывать картины рыбам, как молчаливым и верным зрителям, никогда не наслаждавшимся искусством. Сам процесс погружения картин с Коммунального моста обладал неким медитативным свойством — медленное погружение картины в реку с большой высоты и потом ожидание на какое-то время. Надеемся, что рыбам понравилось. 


Следующее действие — мы запустили большие буквы ОБЬ по Енисею. Это заставило недоумевать отдыхающих пляжа, на что художники сказали, что просто перепутали город и думали, что они в Новосибирске. Финалом вечера было открытие «Коробочки» — самого большого картонного центра современного искусства в стране, одновременно открылось 16 персональных и групповых проектов. Масштаб выставочного комплекса и количество самих выставок — это эксперимент над объективным восприятием музейного пространства зрителем. Участники попытались понять: насколько глобальным должен быть выставочный зал, чтобы общественное сознание оценило его размах? Какое количество произведений искусства должно в нём находиться, чтобы открытие стало культурно значимым событием? Зрителей на открытии было достаточно много, и никого не возмутил формат, скорее понравилась идея и интерактивность. Потом несколько городских порталов опубликовало статью о том, что мы открыли самый большой и самый первый КЦСИ. 


Выставка «Сообщники» стала частью проекта «Открытые системы. Опыт художественной самоорганизации в России. 2000–2015» Музея современного искусства «Гараж» (Москва).
На выставке представлены документация перформансов (фото, видео), а также арт-объекты, графика, инсталляции и медиаперформанс.


Проекты лаборатории были призваны исследовать взаимодействие искусства, зрителя, художника и процесс производства, выставочного контекста.