Вы здесь (не) были. Выставка лаборатории «PubLab 1. Археология без лопаты».
Парижской Коммуны, 22. 16+
Выставка «Вы здесь (не) были» – итог лаборатории для молодых художников «PubLab 1. Археология без лопаты». 12 художников из Сибири под руководством опытных тьюторов – Грехта и Тани Черномордовой (Санкт-Петербург) исследовали историю и современное состояние заброшенного купеческого особняка, чтобы обнаружить факты и мистификации и создать из них искусство.
Местный житель, праздный турист, неравнодушный сосед, а может, по сути своей, археолог, искатель ценностей – все это группа исследователей и исследовательниц из разных городов, которых объединила Руина.
Изучение проторенных дорожек и неизведанных путей, сбор артефактов, связанных с домом, как составление коллективного портрета его обитателей (реального или инсценированного), поиски границ между историческими фактами и мистификацией (небылицами и легендами, рассказываемыми местными, которые каждый раз обрастают новыми деталями), попытки уловить голоса духов дома… Все это небольшая часть лаборатории, где каждый день велись исследования на стыке всевозможных наук – социологии, урбанистики, градостроительства, истории архитектуры, культурной географии, геологии, культурологии, антропологии. Обращаясь ко всем этим (и многим другим) дисциплинам, художники подвергали всё сомнению, каждый раз задаваясь вопросами – на что стоит обратить свой взгляд, что нужно сделать для будущего музея и горожан, что осудить, а что сохранить?
Деконструируя образ музея, лаборанты также задаются вопросом, может ли художник стать катализатором общественных перемен. Художники бесконечно перевоплощались то в сотрудников НИИ, то в странников серокопателей, то в безумных мечтателей, то в «неудобные» городские явления… В этом калейдоскопе обращений они переизобретали себя, стараясь быть открытыми не только внутри своего сообщества, но и вовне, вовлекая жителей города – от птички, поющей на ветке, до старушки из дома напротив. Работая во внутреннем и внешнем пространстве Руины, участники лаборатории сталкивались со множеством вопросов – о месте и функции памятника в городе, о выборе между консервацией или реставрацией, о необходимости заборов и иных преграждений, о присвоении места путём создания дополнительного шума, о музеефикации в современном обществе, о гостеприимстве общественных пространств.
ХУДОЖНИКИ
Женя Иль (Красноярск)
Владимир Мордвинов (Красноярск)
Анастасия Рыбакова(Красноярск)
Крепкий Палец (Омск)
Лада Ладная (Тюмень)
Константин Росляков (Тюмень)
Алексей Павлов (Якутск)
Юра Кузьменко (Омск)
Анжелика Раджабова (Красноярск)
Юра Адомейко (Красноярск)
Маша Алейникова (Томск)
ТЬЮТОРЫ
Грехт и Таня Черномордова (Санкт-Петербург)
Заброшенный с виду двухэтажный особняк за забором — такой есть в каждом городе. 19 век, милые сердцу архитектурные детали, упоминание известной династии Гадаловых — тут точно есть история.
Выставка на две недели объединила 12 художников из Томска, Омска, Красноярска и Тюмени. Вместе с кураторами лаборатории Таней Черномордовой и Грехтом художники исследовали особняк и территорию вокруг.
Словно археологи, художники «копали» истории и собирали артефакты, как журналисты — расспрашивали местных жителей, как частные детективы — следили за жизнью особняка днем и ночью и собирали факты в карту.
Гадаловы, больница, склады, архивы, коллекция искусства — особняк по слоям раскрывал всё новые истории. Внимательные художники день за днем с медицинской точностью разглядывали и слушали «тело» руины.
Полная нежности и любви история про пожар в особняке рассказана через обгоревшую «кожу» (Взакусь), оставшийся один дома мальчик устраивает детский праздник (Кузьменко), а повзрослевший вышел на работу художником (Павлов), Иль заглянула в историю и разгадала, кто такой Гадалов, вполне реалистический памятник Гадалову-домостроителю практически всего Красноярска устанавливает Грехт, кто такие водники и как они устроены — разбираются Рыбакова и The Red Eyes Group, Ang Dng обнаружила цветовые слои и собрала их в гербарий, а Крепкий Палец нашел голос особняка и дал ему зазвучать, черные провалы в памяти дома к счастью восстановило НИИ собачьего дела (Ладная, Росляков), попробовать на себе весь путь художника предлагает Адомейко в рисованном квесте.
Коллективное «тело» особняка ожило, чтобы рассказать новые истории и показать все, что скрыто.
Оксана Будулак
Местный житель, праздный турист, неравнодушный сосед, а может, по сути своей, археолог, искатель ценностей — всё это группа исследователей и исследовательниц из разных городов, которых объединила Руина.
Изучение проторенных дорожек и неизведанных путей, сбор артефактов, связанных с домом, как составление коллективного портрета его обитателей (реального или инсценированного), поиски границ между историческими фактами и мистификацией (небылицами и легендами, рассказываемыми местными, которые каждый раз обрастают новыми деталями), попытки уловить голоса духов дома…Всё это небольшая часть лаборатории, где каждый день велись исследования на стыке всевозможных наук — социологии, урбанистики, градостроительства, истории архитектуры, культурной географии, геологии, культурологии, антропологии. Обращаясь ко всем этим (и многим другим) дисциплинам, художники подвергали всё сомнению, каждый раз задаваясь вопросами — на что стоит обратить свой взгляд, что нужно сделать для будущего музея и горожан, что осудить, а что сохранить? Деконструируя образ музея, лаборанты также задаются вопросом, может ли художник стать катализатором общественных перемен.
Художники бесконечно перевоплощались то в сотрудников НИИ, то в странников серокопателей, то в безумных мечтателей, то в «неудобные» городские явления… В этом калейдоскопе обращений они переизобретали себя, стараясь быть открытыми не только внутри своего сообщества, но и вовне, вовлекая жителей города — от птички, поющей на ветке, до старушки из дома напротив.
Работая во внутреннем и внешнем пространстве Руины, участники лаборатории сталкивались со множеством вопросов — о месте и функции памятника в городе, о выборе между консервацией или реставрацией, о необходимости заборов и иных преграждений, о присвоении места путём создания дополнительного шума, о музеефикации в современном обществе, о гостеприимстве общественных пространств.
Сама выставка, документация исследований, инсталляции, объекты ставят перед собой задачу стать своеобразным триггером, провоцирующим зрителя на поиск новых методов сосуществования с искусством, музеем, городом.
Таня Черномордова