Открытие

 

Открытие состоялось 30 июля (программафотографии)

 

 

Экскурсии

 

С 1 августа объекты доступны для самостоятельного просмотра, их расположение можно найти по карте, там же есть аннотации, составленные художниками. По средам в 19:00 и воскресеньям в 15:00 проходят организованные экскурсии – запись обязательна по телефону 212-45-97.

 

4 августа в 19:00 экскурсию по выставке проведут куратор лаборатории Оксана Будулак и специалист Красноярского научного центра СО РАН Анастасия Тамаровская. Вход бесплатный, запись по телефону 212-45-97.

 

О выставке

 

Лаборатория PubLab (Public Art + Laboratory) на десять дней объединила группу сибирских художников для исследования Академгородка и создания произведений искусства в его публичных пространствах. За короткое время было проведено множество экскурсий и встреч с активистами, учеными и социологами. В ходе общения с жителями и обсуждений внутри группы выявлены проблемы, имеющие критическую важность для будущего Академгородка. 

 

Для местного сообщества свойственна сплоченность, какую редко можно встретить в современных городских условиях. Академгородок чутко реагирует на вторжения извне. Наибольшую озабоченность вызывают многоэтажная застройка и вырубка леса. Именно тема защиты леса и использования экологического аргумента в борьбе за будущее района выбрана связующим контекстом для работ художников. 

 

Понятие леса несет в себе большой символический потенциал, раскрываемый в сказках, преданиях, святых текстах и мистериях. В древности уход в лес следовал за изгнанием; благодаря ему человек демонстрировал волю для самоутверждения своими силами. Лес — это укрытие, место сопротивления, где старые формы свободы используются против новых форм власти. 

 

Ситуация Академгородка, оказавшегося между лесом и пустыней, возвращает нас к оригинальному значению слова «экология» — учении о доме, жилище, месте сосуществования. Ученые, экологи и активисты считают лес общим достоянием, нуждающемся в коллективной заботе. Сообщество людей, с его традициями, ритуалами и крепкими связями, входит в резонанс с лесом, его растительным разнообразием, ритмичными циклами обновления, непостижимой способностью к интеграции. 

 

Забота авторов объектов, перформансов, художественных документов проявляется в их творческом вкладе в общественное пространство. Художники создают музей леса, соединяют верхний и нижний Академ, наполняют район звуками, атомами свободной сборки, гномами, тайными храмами и даже местной валютой. Для многих участников это первая интервенция в новый материал и новый принцип соучастия. Групповая выставка PubLab призвана оказать терапевтический эффект на зрителей, жителей района и Красноярска в целом. Работы художников созданы в лабораторных условиях, отвечают экологической повестке и носят экспериментальный и временный характер. Одним из долгосрочных проектов лаборатории стала инициатива создания центра местного сообщества или клуба в пространстве бывшего магазина «Польская мода», которое в будущем планируется использовать для встреч и праздников.  

 

Проект является продолжением ежегодного образовательного проекта Музейного центра «Площадь Мира» — Сибирской лаборатории молодого искусства. Цель лаборатории — поддержать сообщество молодых художников из Красноярска и других городов Сибири, а также наладить коммуникацию внутри, дать уникальный опыт самоорганизации, выставочный опыт в реальных условиях крупнейшего в Сибири музея современного искусства, познакомить с действующими художниками и кураторами из России и мира.

 

Карта выставки

 

Кто в лесу? Анастасия Безвершук 

Лес и сегодня, в большом современном городе, представляет из себя большой одухотворенный организм, который не может не будоражить чувства людей, которых он окружает. Он объединяет вокруг себя людей, которые тем или иным способом призваны объяснить нам мироустройство: ученые, экологи, шаманы… Академовский лес – не простое природное и социальное явления. Как известно, этот лес рукотворный. Однако, очень много споров вокруг того, что делать с лесом? Кто-то утверждает, что лес не справится без вмешательства человека, а именно санитарной вырубки, кто-то смотрит на него как на рукотворный эксперимент, другие же считают, что природа сама знает как надо и лучше бы оставить лес в покое. Кроме практических вопросов соседства с лесом, меня интересует то, что Академовский лес звучит в контексте мифотворчества, тайн, загадок и даже страхов, вокруг него складывается много рассказов, которые ходят в народе. Искусственный лес стал настоящим дремучим лесом из русских сказок.

 

Диалоги о природе. Данил Титов 

Лес и берег Енисея в Академгородке жители считают своими, а когда кто-то посягает на твою собственность это всегда воспринимается враждебно. Люди не церемонятся в выражениях, отстаивают свою интересы, но при этом утрачивается возможность конструктивного диалога. Таким способом к соглашению не прийти. Живу и работаю в Красноярске. Искусство для меня является способом осмысления действительности, поэтому меня интересуют различные темы: помимо личных и социально-политических тем в своей художественной практике рассматриваю проблемы функционирования культуры и художественного сообщества. Для художественного языка свойственна эстетизация и концептуальная составляющая. При создании произведений использую различные медиумы, подбирая для каждой идеи художественную форму, наиболее соответствующую содержанию. По возможности стараюсь включать в смысловое пространство работ свойства медиума, контекст места и условия функционирования работы.

Поролоид. Юлия Еремеевская 

Поролоид — игрушечная реплика Соленоида, устройства, которое генерирует искусственное магнитное поле. Автором композиции является Николай Силис. «Соленоид» создан во времена нападок на «формализм» в искусстве. В защиту скульптуры выступили учёные, написав в письме в Московское отделение Союза художников, что скульптор воплотил в произведении «сверхсильные магнитные поля». Это не только исследовательский, добрый мягкий символ Академгородка, но и памятник буржуазному формализму, памятник борьбе с «традиционным искусством» середины двадцатого века. Контраст материалов Поролоида и Соленоида не случаен. Он предлагает зрителям представить, насколько сложен, тернист и твёрд был путь художников во времена СССР. Однако сейчас художник имеет право на воплощение своих самых сумасшедших идей. И повторение формы Соленоида это нить, которая связывает художников разных поколений. Поролоид неожиданно появляется в пространстве жилых домов, соприкасается ещё ближе с жителями Академгородка, притягивает их своими сверхсильными магнитными полями в мир науки и искусства. // Я Юля fehebs, живу в Красноярске. Бью татуировки, рисую картинки. Вдохновляюсь социально-острыми событиями, собственными эмоциями и окружающими меня людьми. Основой работ является борьба с проблемой сексизма и объективации женских и мужских тел. По технике в работах я пытаюсь найти новый способ повествования и изображения, использую разные техники и материалы.

Лесные челики. Владимир Кравченко 

Скульптуры гномов из гипса расставлены по всему Академгородку. Они следят за проблемами "города" и леса, но при этом ничего не делают. // Красноярский художник в творчестве пишет на "холстах", найденных на помойках и дает им вторую жизнь.

Консервация. Полина Брагина 

Инсталляция представляет собой стеллаж с банками для закруток, внутри которых будто законсервирован архив из значимых для академического городка фотоснимков. В данной работе художница хочет объединить людей воспоминаниями, пробудить интерес к прошлому. // Полина работает с форматом фотографии и графики. Наиболее интересно ей направление концептуального искусства. Работает с темами памяти, миграции и ментальных заболеваний. Это ее первый опыт в создании инсталляции.

Деревья не то, чем кажутся. Алина Долбилина 

Пыльные папки со старыми документами раскрывают тайны Академгородка. Исследование культа деревьев. Описание экспериментов в секретном отделе НИИ Биофизики. Воскрешение лабораторного таракана. Достоверность и подлинность информации не установлены. // Студент-архитектор, художник-график. В основном рисую пейзажи с наслоением своих эмоций и восприятия.

Реконструкция. Данил Титов 

Инсталляция состоит из строительных лесов, обтянутых строительной сеткой и паспорта объекта с информацией о проблемах леса. Лес в Академгородке является искусственно высаженным во времена застройки. Из этого вытекает ряд проблем, связанных с поддержанием леса в подобающем состоянии. Его нужно периодически прореживать, потому что деревья выросли слишком близко, а некоторые из них больны. Однако эту позицию разделяют не все жители Академгородка. В некотором смысле эксплуатационное отношение города к этим территориям побудило жителей занимать оборонительные позиции. Активное сообщество жителей регулярно борется с инициативами по «облагораживанию территорий», застройкой новых площадей и вырубкой леса. В этот список попадает и так называемые рубки ухода. С одной стороны, строительные леса являются воплощением страхов жильцов, что на их лес кто-то посягнул, рубит, застраивает или же просто отгораживает. С другой стороны, после демонтажа конструкции действительно возможны улучшения. Пусть они могут оказаться незначительными, но главное — это ощущение, что вмешательства людей со стороны не всегда ведут к разрушениям.

Транстараканоид. Дарья Шалунова 

Во время одного из экспериментов БИОС-3 произошел несчастный случай: погиб первый таракан-бионавт Валерий. Погиб ли? Я считаю, что он стал одухотворенным не плотским созданием, познающим академический надпространственный лес судеб. Обитатель тонкого мира, специально в концеиюльском параде планет он воплотился в точке своей земной жизни. Теперь он явленный дух тараканоида. Зачем же он явился? Пока неизвестно, но путь его перемещения стоит отследить внимательно. Подобно шаману, художница приложила много усилий для его появления в более понятном для человека обличии. Настоящее его тело растворено в бесконечном космическом свете естественно. // Дарья Шалунова работает с текстилем, живет в Томске. Найденные формы это искренне плотское, уязвимое претворение чувствующего из уцененных обрезков атласа, половых тряпок, маминого жемчуга, бисера, случайных железок, найденных лент. О том, что она чувствует, о том что видит, когда закрывает глаза и выдыхает внимание внутрь.

Вторая природа. Юлия Шалыгина 

Работа об оптике восприятия, смешении виртуального и аналогового. В качестве языка используются приемы традиционной живописи в пространстве дигитальной формы. Зритель становится субъектом трехмерного коллажа — его движение меняет видимое. Шумы, глитчи, цифровые помехи собраны из виртуального пространства и после выставки возвращаются обратно в новом качестве. // Юлия Шалыгина — художница из Красноярска. Имеет академическое художественное образование, работает с темой связи реального и виртуального. Основные медиумы — живопись, цифровой коллаж, междисциплинарные проекты.

Связь. Алексей Шидловский 

"Неправильный" лес Академгородка представляет собой соседство родственных деревьев, но в неприродной сетке рассадки. Неслучайность произрастания проявляет себя губительно по отношению друг к другу. Чтобы лес жил, его необходимо прореживать. Автор предлагает примерить на себя роль деревьев, помеченных синей краской как раз примерно на уровне шеи человека. Как и социуме, тотальный контроль приводит к плачевным последствиям, и встаёт проблема выбора того, кто будет жить, а кто нет. Путеводный фал (трос) активирует визуальный анализ, который необходим любому человеку, чтобы ощутить эмоциональный накал решений и отношений, существующих в искусственном лесу Академгородка. // Архитектор-специалист, художник-артист. Рисую с трёх лет, так как мультики не должны заканчиваться. Перешел в объём, когда закончилась плоскость. Выставляюсь не только в Красноярске. Find the future in the past, feel the power (c) Будущее черпает себя в прошлом, конец имеет начало, искусство подсказывает направление.

Воображаемый музей красноярского Академгородка. Лукия Мурина, Николай Исаев 

Сам Академгородок — это своеобразный музей советской науки под открытым небом. Музейный лес, который высаживали первые сотрудники институтов; захоронение и памятник создателя научного городка Киренского и уникальная скульптура "Соленоид", выполненные московскими художниками нонконформистами - это всё история. А сакральность места неоспорима среди жителей Академгородка. Отталкиваясь от идеи музеефикации пространства, вычленяя отдельные сюжеты истории и простраивая связи с современностью, мы пришли к репрезентации несуществующего музея Академгородка. Помещая в музейные витрины найденные объекты, гербарную коллекцию, микалентные листы, выполненные контактным способом копирования, фотодокументацию, полевые зарисовки и этюды исторических мест, мы создаём воображаемый музей. Перенося классические принципы музеологического подхода за пределы залов мы размываем границы между музеем и лесом. // Лукия Мурина — график, искусствовед, автор критических публикаций и лекций о современном искусстве Сибири. Куратор выставочных проектов. Соавтор акции «Сжечь нельзя сохранить» и «Жесть-арт» Работы находятся в коллекции Томского областного художественного музея и частных коллекциях России, Италии и США. // Николай Исаев — художник, куратор, реставратор и коллекционер. Соавтор акции «Сжечь нельзя сохранить» и «Жесть-арт». Большинство проектов связаны с локальной историей и направлены на исследование городского и исторического ландшафта города.

Феррум. Алексей Шидловский 

Железо — один из базисов человеческого быта и материал познания жизни. С древнейших времен до наших дней человек применяет железо и не устает изучать его свойства. В Институте физики продолжают исследования, в том числе, связанные с магнитными свойствами этого материала, чтобы повысить энергоэффективность и снизить углеродный след. Инсталляция/объект/констурктор представляет собой буквы F и E, которые можно комбинировать различными способами, аналогично природе материала получая самые причудливые формы, от зеркальной и четырёхчастной симметрии до любой абстракции. Человеческий размер модулей позволяет невооруженным взглядом очутиться на месте лаборанта, заглядывающего в микроскоп. Только играя и открываешь для себя настоящий «замысел». Заключительная часть - коллективный акт воображения, поиска и игры. Из-за гибкости и устойчивости строительных ячеек «правила» игры могут быть нарушены; их можно крутить, чтобы найти разные конфигурации. Архитектор-специалист, художник-артист. Рисую с трёх лет, так как мультики не должны заканчиваться. Перешел в объём, когда закончилась плоскость. Выставляюсь не только в Красноярске. Find the future in the past, feel the power (c) Будущее черпает себя в прошлом, конец имеет начало, искусство подсказывает направление.

Валюта. Владимир Кравченко

Валюта для Академа как отдельной страны. Валюта-линогравюры со знаковыми местами и личностями для Академгородка. Выдает их гном-меняла. // Я художник из Красноярска, занимаюсь живописью на "холстах", найденных на помойках и даю им вторую жизнь.

 

АУУ! Вадим Шарапов

АУУ! — «Рассредоточенный лесной концерт», участники которого разбредутся по академовскому леску в пределах слышимости следующего инструмента или голоса. Задача музыкантов: не сговариваясь, с разных входов в лес, не используя асфальтовые дорожки, играя и поя, добраться до заброшенной спортплощадки, где и устроить совместный джем. // Вадим Шарапов — художник из Красноярска широкого профиля, в настоящее время увлечён слиянием искусства с обычной жизнью, и творчеством в быту.

 

Руки прочь от Академа! Вадим Шарапов

Сборник полевых заметок и идей для Академгородка — района, в котором есть жизнь, но нет благоустройства, и которому оно не нужно — всё можно сделать своими руками и никого не ждать. // Вадим Шарапов — художник из Красноярска широкого профиля, в настоящее время увлечён слиянием искусства с обычной жизнью, и творчеством в быту.

 

Гул. Данил Титов

Ситуация с лесом в Академгородке необычная. Искусственные насаждения воспринимаются как естественные, но при этом активно используются человеком. Красивый берег является одним из красивейших мест в городе, но рядом живут люди. Кто-то хочет благоустроить берег, а кому-то нужна тишина и спокойствие. Одни спиливают деревья, другие — сажают. Сколько деревьев столько и мнений, а для того, чтобы голоса слились в неразборчивый шум достаточно четырёх.

 

Лаборатория Майнкрафт. Александра Буевич

Три куба, два из которых сделаны по принципу театра теней: на тканевых сторонах куба проецируются тени деревьев, находящихся внутри. Третий куб — железная лабораторная тумбочка, на ней стоит лоток с растениями освещенными искусственным розовым светом. Эти кубы — отражение 3 разорванных между собой частей Академгородка. НИИ — куб тумба. «Новый» и «старый» Академ — светящиеся кубы. В реальности же пропорции условны, а границы размыты. Весь Академ напрочь искусственный, как будто создан в лабораторных условиях. Лес, люди, их взаимоотношения и эксперименты ученых. Жители старого Академа, пытающиеся выдать себя за «святых отшельников», прикрываются добрыми намерениями спасения леса, однако рушат связи с внешним миром, демонстрируя явную агрессию ко всем «чужим». Жители нового Академа под страхом порицания, стараются не говорить о том, где именно они живут. Ученые — единственное по-настоящему открытое сообщество. // Мой интерес направлен к исследованию взаимодействия природы и общества как неразрывных частей. Фокусируюсь на интервенции человека в ландшафт в виде строений, технических сооружений, и тд., Также интересны исследования в области психогеографии, в частности влиянии урбанистического и пост урбанистического пространства на человека, и восприятие человеком таких пространств.

 

О лаборатории

 

Лаборатория «PubLab 2. Сломанный лес» проходила в Красноярске с 19 по 31 июля.

 

Тьюторы: Алексей Булдаков (Москва), Илья Гришаев (Пермь), Анна Бралкова (Москва), Оксана Будулак (Красноярск), Елена Бобровская (Красноярск).

 

Проект «PubLab — Лаборатория искусства города» реализуется победителем конкурса проектов инициативы «Музей. Сила места» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Идеолог проекта — Музейный центр «Площадь Мира» (Красноярск)

Образовательный партнер — КРОО «Интерра». Генеральный спонсор — Благотворительный фонд Владимира Потанина. Партнеры «PubLab 2. Сломанный лес» — ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН», Строительная группа «СМ.СИТИ».